Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

РУБАХА

Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими рукавами.

Рубахи были разные. Праздничные - для воскресных дней и престольных праздников, будничные - для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные  - “горемычные”. Полотно, из которого они изготовлялись, экономили, поэтому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью.

Вышивка играла роль оберега , поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

САРАФАН

Помимо понев крестьянки носили сарафаны и юбки.

Комплекс одежды с сарафаном в конце   XIX - начале XX века ассоциировался в России с “национальным костюмом”. Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом.

Наиболее ранними считались  косоклинный сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов.

ПЕРЕДНИК

Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название “завеска”, “занавеска”, “запон”.

Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба

делали прямоугольной формы вырез для головы.

Спинка была укорочена, иногда с отверстием “окошечком”.

“Занавески” были с длинными рукавами и без рукавов.

“Занавески” на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника.

ПОНЕВА

В старинном костюме рубаху редко носили отдельно: в северных и центральных районах России сверху надевали сарафан, а в южных - поневу.

Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани,  стянутых на талии плетеным узким пояском-гашником; ее носили только замужние женщины.

Понева -  древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Термин “понева” (”понева”, “понка”) - общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

ЛАПТИ

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги “на колечках” (гармошкой). Чтобы укрепить и утеплить лапти, крестьяне “подковыривали” их подошвы  коноплянной веревкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Держались лапти на сборах - веревках из коноплянного волокна или шерсти. Для дома или работы в поле в жаркую, сухую погоду надевали веревочные лапти - чуни, в разных деревнях их называли по - разному - “чоботы”, “чоботки”, “тапки”.

Сарафан поступил в фонд музея от Антипиной Натальи Ивановны в 1986 году. Сарафан женский из набивного шелка на двух лямках, на чехле морковного цвета. По низу отделан темно синей-полоской. По всему сарафану вышиты мелкие цветы. Запон женский из той же ткани , что и сарафан. Передан в фонд музея вместе с сарафаном. Комплект дополнен красной рубахой расшитой белыми нитками.

Экспонаты этнографии преданы в фонд музея Тиниными Тамарой Трофимовной и Натальей Александровной в 2008 году. Платье длиной 44-46 см. с длинными рукавами, из льняной ткани серого цвета. На груди и рукавах и по низу подола платья мережка шириной -10 см. Запон из такой же ткани состоит из двух частей, у талии собраны поясом. По низу запона мережка - 4см, заканчивается мережка кисточками - 1,5 см.


МБУК "Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова" города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края © 2013-2017